Столичный Минюст информирует о типичных нарушениях, выявленных при государственной регистрации уставов внутригородских муниципальных образований в городе Москве

Обзор типичных нарушений, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве при осуществлении государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы внутригородских муниципальных образований города Москвы в 2020 году

 

В соответствии с подпунктом 23 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений», в компетенцию Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве входит осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 151 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»;

- Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2017 № 122 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него»;

- Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.02.2017 № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»;

- иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ), основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования является:

противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

- нарушение установленного Федеральным законом № 131-Ф3 порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.

В текущем году по состоянию на 30 сентября Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве рассмотрено 3 устава муниципальных образований города Москвы и 110 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований города Москвы. По результатам рассмотрения в государственной регистрации 3 уставов муниципальных образований и 5 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований было отказано.

В результате проведенного анализа практики государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, выявлены типичные нарушения действующего законодательства, послужившие в 2020 году основанием для отказа в государственной регистрации указанных муниципальных правовых актов:

- несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

- принятие муниципального правового акта без одновременного опубликования (обнародования) с проектом установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении, что не отвечает требованиям части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

- отсутствие сведений об официальном опубликовании результатов публичных слушаний по проекту муниципального правового акта в нарушение статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

- изложение устава муниципального образования в новой редакции, что противоречит части 10 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

- несоответствие перечня полномочий Совета депутатов муниципального образования и администрации муниципального образования, закрепленных в Уставе муниципального образования, перечню полномочий, установленных действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»;

- отсутствие в Уставе муниципального образования норм, определяющих вид периодического печатного и сетевого издания, являющегося источником официального опубликования, что противоречит пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ;

- установление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, не отвечающих требованиям части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и закону города Москвы от 25.11.2009 № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве»;

- закрепление в Уставе муниципального образования не полного перечня полномочий главы муниципального образования, определенного статьей 36 Федерального закона № 131-Ф3;

- закрепление в Уставе муниципального образования перечня муниципальных правовых актов, противоречащего перечню, изложенному в части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;

- включение в Устав муниципального округа только отдельных положений, касающихся обеспечения финансовой деятельности муниципальных учреждений при отсутствии в Уставе положений, связанных с определением порядка создания и деятельности таких учреждений, что является нарушением части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В одном муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения).

Также в уставах, муниципальных актах о внесении изменений в уставы, представляемых на государственную регистрацию, выявлены нарушения правил юридической техники:

- несоответствие названия и преамбулы муниципального правового акта его содержанию;

- имеет место дублирование некоторых положений, нелогичная нумерация статей устава, ссылка на несуществующие положения устава;

- допускаются лингвистические, пунктуационные ошибки;

- несоответствие структуры муниципального правового акта его подзаконной форме;

- в ряде случаев не согласованы окончания, отсутствуют логичность и последовательность изложения положений, закрепленных в муниципальном правовом акте.

Помимо этого, главами муниципальных образований допускаются следующие нарушения федерального законодательства:

- направление на государственную регистрацию копий муниципальных правовых актов, а также муниципальных правовых актов, не прошитых и не скреплённых печатью представительного органа муниципального образования, что противоречит статье 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

- несоблюдение требований части 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ, согласно которым Устав, муниципальный правовой акт муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия;

- не соблюдается 10-дневный срок предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после государственной регистрации, установленный статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ;

- не соблюдаются требования части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ согласно которым, глава муниципального образования обязан опубликовать зарегистрированные устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким образом, наиболее частой причиной для отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов является противоречие акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации. Наличие в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству связано, в первую очередь с его активной динамикой, с увеличением количества принимаемых и изменяемых нормативных правовых актов, с комплексным и сложным характером законодательных норм.

Также статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлен срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, который не должен превышать шести месяцев. Однако данный срок зачастую не соблюдается, что также служит причиной появления в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству и правовых коллизий.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве оказывается методическая помощь муниципальным образованиям города Москвы в виде предварительного рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, направленная на предотвращение появления в уставах муниципальных образований города Москвы противоречий действующему законодательству и коррупциогенных факторов.