Минюст рассказал о нарушениях в уставах муниципальных образований города Москвы в 2020 году

Обзор типичных нарушений, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве при осуществлении государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы внутригородских муниципальных образований города Москвы в 2020 году

 

В соответствии с подпунктом 23 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений», в компетенцию Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве входит осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных
на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений
и дополнений в уставы муниципальных образований регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации
от 08.02.2017 № 151 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»
;

- Приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 04.07.2017 № 122 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований
и обеспечения доступности сведений, включенных в него»;

- Приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 01.02.2017 № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций
по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»;

- иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
№ 131-ФЗ) и частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005
№ 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ), основаниями
для отказа
в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений
в устав муниципального образования являются:

-                 противоречие устава, муниципального правового акта
о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

-                 нарушение установленного Федеральным законом № 131-Ф3 порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

-                 наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.

В 2020 году Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве рассмотрено 5 уставов муниципальных образований города Москвы и 122 муниципальных правовых акта
о внесении изменений в уставы муниципальных образований города Москвы. По результатам рассмотрения в государственной регистрации
5 уставов муниципальных образований и 5 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований было отказано. 15 муниципальных правовых актов о внесении изменений
в уставы муниципальных образований были возвращены главам муниципальных образований без рассмотрения
.

В результате проведенного анализа практики государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, выявлены типичные нарушения действующего законодательства, послужившие в 2020 году основанием для отказа
в государственной регистрации указанных муниципальных правовых актов.

1. Нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

- несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта в нарушение части
4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

- отсутствие сведений об опубликовании (обнародовании) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проектам уставов, проектам муниципальных правовых актов, а также порядка участия граждан в его обсуждении, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

 

2. Противоречие отдельных норм муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, уставу города Москвы, законам города Москвы.

- изложение устава муниципального образования в новой редакции, что противоречит части 10 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

- несоответствие перечня полномочий Совета депутатов муниципального образования и администрации муниципального образования, закрепленных в Уставе муниципального образования, перечню полномочий, установленных действующим законодательством,
в частности Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления
в городе Москве»;

- установление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, не отвечающих требованиям части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и закону города Москвы от 25.11.2009
№ 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве»;

- закрепление в Уставе муниципального образования не полного перечня полномочий главы муниципального образования, определенного статьей 36 Федерального закона № 131-Ф3;

- закрепление в Уставе муниципального образования перечня муниципальных правовых актов, противоречащего перечню, изложенному в части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;

- закрепление в Уставе муниципального образования квалификационных требований, необходимых для замещения должностей муниципальной службы, которые, в соответствии с Законом города Москвы от 22 октября 2008 года № 50 «О муниципальной службе в городе Москве», не предъявляются;

- отражение в Уставе не полного перечня источников формирования доходов бюджетов муниципальных образований и нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, установленных Законом города Москвы от 10.09.2008 № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
в городе Москве».

 

3. Наличие в уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенного фактора.

В одном муниципальном правовом акте о внесении изменений
в устав муниципального образования выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения).

 

4. Типичные основания возврата муниципальных правовых актов, представленных на государственную регистрацию.

- представление неполного перечня документов, установленного статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

- несоблюдение требований к оформлению документов, установленных статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

- направление документов в регистрирующий орган лицом,
не предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

- предоставление заявления глав муниципальных образований
об отзыве документов в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

 

Также в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в эти уставы, представляемых
на государственную регистрацию, выявлены нарушения правил юридической техники:

- несоответствие названия и преамбулы муниципального правового акта его содержанию;

- дублирование некоторых положений, нелогичная нумерация статей устава, ссылка на несуществующие положения устава;

- лингвистические, пунктуационные ошибки;

- несоответствие структуры муниципального правового акта
его подзаконной форме;

- в ряде случаев не согласованы окончания, отсутствуют логичность
и последовательность изложения положений, закрепленных
в муниципальном правовом акте.

 

Помимо этого, главами муниципальных образований допускаются следующие нарушения федерального законодательства:

- направление на государственную регистрацию копий муниципальных правовых актов, а также муниципальных правовых актов, не прошитых и не скреплённых печатью представительного органа муниципального образования, что противоречит статье 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

- несоблюдение требований части 1 статьи 3 Федерального закона
№ 97-ФЗ, согласно которым Устав, муниципальный правовой акт муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия;

- не соблюдение 10-дневного срока предоставления сведений
об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после государственной регистрации, установленного статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ;

- не соблюдение требования части 8 статьи 44 Федерального закона
№ 131-ФЗ согласно которому, глава муниципального образования обязан опубликовать зарегистрированные устав, муниципальный правовой акт
о внесении изменений в устав в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа, уполномоченного в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким образом, наиболее частой причиной для отказа
в государственной регистрации муниципальных правовых актов является противоречие акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам)
и законам субъектов Российской Федерации. Наличие в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству связано,
в первую очередь с его активной динамикой, с увеличением количества принимаемых и изменяемых нормативных правовых актов, с комплексным и сложным характером законодательных норм.

Также статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлен срок приведения устава муниципального образования в соответствие
с федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, который не должен превышать шести месяцев. Однако
данный срок зачастую не соблюдается, что также служит причиной появления в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству и правовых коллизий.