Обзор типичных нарушений, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве

Представляем обзор типичных нарушений, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве при осуществлении государственной регистрации уставов и муниципальных правовых  актов о внесении изменений в уставы внутригородских муниципальных образований города Москвы за 2022 год.

В 2022 году Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее – Главное управление) по результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории города Москвы (далее – уставы), и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (далее – муниципальные правовые акты) было отказано в государственной регистрации устава (АППГ 3, снижение на 66%) и муниципальных правовых актов (АППГ 18, снижение на 61%), возвращено муниципальных правовых актов на доработку 13 (АППГ 26, снижение на 50%).

По результатам анализа практики государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов установлено, что наиболее частыми причинами для отказа в государственной регистрации и возврата документов являются несвоевременное приведение муниципальных правовых актов в соответствие с изменениями в законодательстве, комплексный и сложный характер законодательных норм, а также недостаточная осведомленность органов местного самоуправления об изменениях в законодательстве и действующем порядке внесения изменений в уставы и муниципальные правовые акты.

В частности, выявлены следующие типичные нарушения, послужившие в 2022 году основанием для отказа в государственной регистрации и возврата представленных на государственную регистрацию документов.

1. Нарушения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) порядка принятия устава, муниципального правового акта, в том числе:

  • несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта (вопреки части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которой проект подлежит официальному опубликованию не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава или о внесении в него изменений и дополнений);
  • принятие устава представительным органом местного самоуправления в отсутствие необходимого кворума (нарушение части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой устав, муниципальный правовой акт принимаются большинством в две трети голосов от установленной уставом численности депутатов представительного органа местного самоуправления).

2. Противоречие отдельных положений уставов, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, уставу города Москвы, законам города Москвы, в том числе:

  • отнесение к исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования полномочий, которые не входят в его исключительную компетенцию или относятся к компетенции других органов местного самоуправления (нарушение части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4 статьи 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (далее – Закон города Москвы № 56), которыми установлены полномочия, относящиеся к исключительной компетенции представительного органа);
  • ограничение сферы полномочий представительного органа местного самоуправления только принятием нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления (вопреки части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой данный орган принимает также решения по вопросам организации деятельности представительного органа, удаления главы муниципального образования в отставкуиным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования);
  • необоснованное наделение представительного органа местного самоуправления полномочиями по установлению перечня расходных обязательств муниципального образования (нарушение части 2.1 статьи 27 Закона города Москвы № 56 и части 4 статьи 9 Закона города Москвы от 10.09.2008 № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», согласно которым перечень расходных обязательств муниципальных образований устанавливается Правительством Москвы);
  • невключение в перечень вопросов местного значения городского округа вопроса, предусмотренного пунктом 25 части 2 статьи 8 Закона города Москвы № 56 (прием уведомлений о планируемом сносе, о завершении сноса объектов капитального строительства, которые расположены/располагались на территории городского округа);
  • закрепление в уставе положения о правомочности заседания представительного органа, если на нем присутствует не менее половины депутатов от установленного числа депутатов (нарушение части 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющей правомочность заседания, если на нем присутствует не менее половины от числа избранных депутатов);
  • отсутствие в уставе положений о порядке опубликования муниципальных правовых актов (нарушение части 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом и должен обеспечивать возможность для ознакомления с ними граждан);
  • закрепление в уставе нормы об опубликовании и обнародовании устава и муниципального правового акта только в сетевом издании (нарушение части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта считается его первая публикация в периодическом печатном издании);
  • отнесение к компетенциии представительного органа местного самоуправления полномочий по определению порядка проведения общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (нарушение положений части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в городах федерального значения общественные обсуждения и публичные слушания по вопросам градостроительства проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которыми также определяется порядок их организации и проведения);
  • закрепление в уставе положений о вынесении на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального округа (нарушение пункта 4.4. части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ и Закона города Москвы № 56, согласно которым органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения не наделены полномочиями в сфере стратегического планирования);
  • несоответствие закрепленного уставом перечня условий, при которых проект муниципального правового акта может не выноситься на публичные слушания, в том числе отсутствие в перечне случая точного воспроизведения положений Устава города Москвы (как это предусмотрено пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ);
  •  необоснованное включение в устав положений о возможности непроведения публичных слушаний по вопросу преобразования городского округа, если в соответствии с федеральным законом для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения городского округа, выраженного путем голосования (вопреки части 2 статьи 79 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4 статьи 1 Закона города Москвы № 56, которые не предусматривают случаи преобразования внутригородских муниципальных образований города Москвы на основании согласия населения, выраженного путем голосования);
  • введение ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), не для всех депутатов, а только для тех, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе (нарушение части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4.2 статьи 13 Закона города Москвы № 56);
  • необоснованное включение в устав положения, обязывающего главу муниципального округа в течение двух лет после прекращения своих полномочий при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг) сообщать работодателю сведения об исполнении полномочий главы муниципального образования (вопреки части 2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, предусматривающей такие ограничения только в отношении граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, которая относит должность главы муниципального образования к муниципальной должности, а не должности муниципальной службы).

3. Типичные основания для возврата уставов, муниципальных правовых актов, представленных на государственную регистрацию:

  • представление неполного перечня документов, установленного статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ);
  • несоблюдение требований к оформлению муниципальных правовых актов, установленных статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ (муниципальные правовые акты не прошиты, не пронумерованы, не скреплены печатью представительного органа);
  • направление документов на государственную регистрацию лицом, не предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ (не главой муниципального образования или лицом, исполняющим его обязанности);
  • отзыв документов с государственной регистрации по заявлению глав муниципальных образований в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

4. Типичные нарушения правил юридической техники в уставах и муниципальных правовых актах, представляемых на государственную регистрацию:

  • дублирование некоторых положений;
  • ссылка на несуществующие нормы устава;
  • ошибки в нумерации положений устава, в которые вносятся изменения;
  • определение структуры муниципального правового акта без учета его подзаконного характера;
  • лингвистические, грамматические, пунктуационные ошибки;
  • несогласованность текстовых фрагментов, отсутствие логичности и последовательности изложения;
  • включение в муниципальный правовой акт нормы о том, что он вступает в силу после регистрации, в день опубликования или на следующий день после опубликования (нарушение части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой муниципальный правовой акт вступает в силу после его официального опубликования).

5. Иные нарушения федерального законодательства, допускаемые главами муниципальных образований:

  • несоблюдение положений части 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ о направлении главой муниципального образования устава, муниципального правового акта в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия;
  • невыполнение требования части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ об обязанности главы муниципального образования опубликовать зарегистрированные устав, муниципальный правовой акт в течение семи дней со дня поступления уведомления о регистрации указанного акта из территориального органа, уполномоченного в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
  • несоблюдение установленного статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ 10-дневного срока предоставления в регистрирующий орган сведений об официальном опубликовании (обнародовании) устава, муниципальных правовых актов после их государственной регистрации;
  • нарушение установленного частью 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ срока (не должен превышать шести месяцев) приведения устава в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, что ведет к возникновению в них противоречий действующему законодательству и правовых коллизий.

Источник: Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 

Фото freepik.com