Столичный Минюст провел анализ практики государственной регистрации уставов внутригородских муниципальных образований в городе Москве
Состояние работы Главного управления Минюста России по Москве в сфере государственной регистрации уставов внутригородских муниципальных образований в городе Москве и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в них
По состоянию на 10.06.2020 в Главное управление Минюста России по Москве (далее – Главное управление) на регистрацию поступило 3 устава муниципальных образований, в связи, с чем деятельность Главного управления в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них, была направлена в основном на регистрацию муниципальных актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (поступило 57). Внесение изменений в уставы муниципальных образований связано, прежде всего, с динамичным изменением законодательства, регулирующего отношения в сфере организации местного самоуправления. Многочисленные и постоянные изменения федерального и регионального законодательства требуют оперативного внесения изменений в уставы муниципальных образований в целях их приведения в соответствие с действующим законодательством.
Государственная регистрация включает проверку на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», от 15.10.2003 № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве», иным законам города Москвы, соблюдения порядка его принятия и наличия коррупциогенных факторов.
Из 60 муниципальных актов, поступивших в 2020 году на государственную регистрацию, зарегистрировано 53, возвращено 2 акта, отказано в регистрации 5 актов.
В государственной регистрации муниципальных актов отказано в связи с нарушением порядка их принятия и выявлением в них несоответствий федеральному и региональному законодательству.
Судебных решений, протестов, представлений прокуратуры об отмене государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений не имеется.
По вопросам регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы Главное управление осуществляет взаимодействие с Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы и Ассоциацией «Совет муниципальных образований города Москвы».
В рамках указанного взаимодействия осуществляются взаимный обмен информацией, справочными, аналитическими материалами, представляющими взаимный интерес и иные мероприятия.
Главным управлением ежегодно направляются информационные письма главам муниципальных образований об изменениях в действующем законодательстве, о необходимости приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством, а также в прокуратуру города Москвы о муниципальных образованиях, длительное время не приводящих уставы в соответствие с действующим законодательством, о непредставлении сведений об официальном опубликовании муниципального правового акта после его государственной регистрации.
Главным управлением осуществляется ведение государственного реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований города Москвы. В настоящее время в реестре содержится 146 действующих текстов уставов муниципальных образований, 1563 текста муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, 14129 дополнительных сведений (приказов, заключений, источников опубликований и иной информации).
Обзор типичных нарушений, выявленных Главным управлением при осуществлении государственной регистрации муниципальных актов, а также перечень документов, представляемых на государственную регистрацию муниципального правового акта, размещены на официальном сайте Главного управления.