Собянин: Второй регулярный речной маршрут связал районы юга и юго-востока Москвы

В столице открылся второй регулярный круглогодичный маршрут речного электротранспорта на Москве-реке — он идет от ЗИЛа до Печатников. Сергей Собянин прошел на электросудне «Жужа» от причала Печатники через Нагатинский затон до Южного речного вокзала.

«Сегодня запускаем второй уникальный маршрут электрических судов на Москве-реке. Первый маршрут пользуется огромной популярностью, им воспользовались уже почти четверть миллиона пассажиров, но я надеюсь, что этот маршрут будет не менее интересным и востребованным», — отметил Мэр Москвы.

Появление таких регулярных речных маршрутов на электросудах — уникальный проект не только для Москвы и всей России, но и для мировой практики. Это первый в мире круглогодичный, самый современный водный транспорт полностью на электрическом ходу. «Нигде в мире таких судов нет, а у нас есть. Круглый год будут ходить, даже зимой», — добавил Сергей Собянин.

Первый регулярный маршрут речного транспорта открыли в июне 2023 года Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин. Он связал Киевский вокзал с причалом Сердце Столицы в районе одноименного жилого комплекса на Шелепихинской набережной. Длина маршрута составляет 6,5 километра. В непосредственной близи от маршрута проживают около 800 тысяч человек.

Сегодня на электросудах ежедневно с 07:00 до 23:00 совершается около 2,5 тысячи поездок. Как правило, все суда практически на 100 процентов заполнены.

За три месяца по первому маршруту проехали свыше 220 тысяч человек. Самая популярная точка отправления для первого маршрута — причал Киевский, с которого свою поездку начинали около 40 процентов пассажиров.

Все порты Москвы реконструированы, туда будут заходить пароходы, маршрутные суда. «Москва — порт пяти морей, можно в любое море отсюда плавать», — добавил Сергей Собянин.

В районе причалов сделали удобные пешеходные переходы, а там, где это возможно, сделали ближе остановки городского наземного транспорта и такси.

Протяженность второго регулярного маршрута ЗИЛ — Печатники составляет более девяти километров. Сейчас рядом проживают 700 тысяч человек, строится почти 1,5 миллиона квадратных метров новой недвижимости, после чего там будут проживать еще 150 тысяч человек.

Постепенно электросуда все больше заменяют другие виды транспорта. Новый речной маршрут сэкономит пассажирам до 30–40 минут. Путь из Печатников до Нагатинского Затона на автомобиле займет около 28 минут, на городском транспорте — примерно 40 минут с учетом остановок, а по реке всего 12 минут, что в три раза быстрее. От Нагатинского Затона до Южного речного вокзала на городском транспорте можно добраться приблизительно за 40 минут, а у тех, кто воспользуются речным электротранспортом, время в пути сократится почти в три раза — до 17 минут. Путь от Южного речного вокзала до причала Кленовый Бульвар по сравнению с другим городским или личным транспортом займет в два раза меньше времени — около девяти минут.

Таким образом, открытие двух маршрутов инновационных электросудов позволяет улучшить транспортное обслуживание и предоставить альтернативные варианты поездок примерно 1,5 миллиона человек, проживающих в 18 районах Москвы.

Оператором речного транспорта стало АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт», с которым в 2021 году Правительство Москвы на конкурсной основе заключило контракт полного жизненного цикла. Согласно договору оператор отвечает за поставку, ремонт и техобслуживание электросудов и плавучих причалов в течение 15 лет.

Для обслуживания пассажиров на Москве-реке разместили 12 плавучих причалов диаметром 10 и 16 метров пассажировместимостью до 40 и 80 человек.

Современные оригинальные причалы позволяют принимать до двух судов одновременно. При их разработке применили уникальное, не имеющее аналогов в мире решение, обеспечивающее зарядку электросудна при посадке и высадке пассажиров.

Для пассажиров на причалах обустроена комфортная зона ожидания с диванами, санузел, приспособленный для женщин с детьми и маломобильных граждан. Желающие могут купить с собой в поездку свежий вкусный кофе. Пройти на посадку можно через турникеты, адаптированные для слабовидящих и маломобильных пассажиров — с яркой цветовой подложкой и большим шрифтом на экранах. Дежурный специалист в павильоне ответит на вопросы пассажиров и поможет при необходимости.

На причалах работают табло с онлайн-расписанием — точно так же, как на остановках городского транспорта. Регулярные речные перевозки полностью интегрированы в транспортную систему Москвы. Оплатить проезд можно привычными способами: с помощью билета «Кошелек» карты «Тройка», абонемента «Единый» на 90 и 365 дней без дополнительной платы, банковской карты или по биометрии.

Внедрение отечественных электрических судов для пассажирских перевозок по Москве-реке является одним из самых инновационных транспортных проектов Правительства Москвы. Основные элементы электросудов — корпус, тяговый электродвигатель, климатическая установка, остекление, панели обшивки, автоматизированная аппарель, система управления освещением, бортовые двери и все программное обеспечение управления — полностью российского производства. В перспективе электросуда могут перейти на беспилотное управление.

По второму маршруту будет ходить семь электросудов. Каждое из них уникально и названо в честь московских рек. Такую концепцию поддержали жители столицы еще в 2021 году. А название первого электросудна — «Синичка» — выбрали в проекте «Активный гражданин».

Суда около 22 метров в длину вмещают до 50 пассажиров, есть специальные места для маломобильных граждан. В пассажирском салоне установлены информационные экраны и USB-зарядки, предусмотрены площадки для перевозки самокатов и велосипедов.

Благодаря удобным креслам и столикам комфортно пользоваться ноутбуком во время поездки. Большие панорамные окна и остекленная крыша пассажирского салона позволяют любоваться прекрасными видами на Москву.

Перед выходом на регулярный маршрут электросуда прошли необходимые испытания, в том числе в зимний период. Одновременно с судами испытания проходила вся остальная инфраструктура речных перевозок: причалы, турникеты, билетная система.

Использование электрических судов позволяет улучшить экологическую ситуацию в столице. Также они являются хорошим примером для частных судоходных компаний. Анализируя работу регулярных маршрутов городских электросудов, они смогут перейти на электротранспорт на прогулочных и экскурсионных маршрутах.

История водного пассажирского транспорта Москвы

Культура речных пассажирских перевозок на Москве-реке начала формироваться в 1930-е годы. Первые речные трамвайчики появились в городе в 1931 году. Уже к 1933-му по Москве-реке курсировало более 50 судов, которые пользовались популярностью у горожан.

15 июля 1937 года вместе с каналом Москва — Волга было открыто два речных вокзала: Южный на левом берегу Нагатинской поймы и Северный на Химкинском водохранилище. С 1937 по 1941 год количество пассажиров, выбирающих речные маршруты, возросло до четырех — пяти миллионов человек за навигацию. В дальнейшем речной флот в столице работал как полноценный общественный транспорт. Но в 1990-е годы он постепенно начал приходить в упадок. Одновременно перестали работать по прямому назначению Северный и Южный речные вокзалы, здания которых находились в аварийном состоянии.

Возрождение речного транспорта было начато в последнее десятилетие. В 2020 году после грандиозной реставрации был открыт Северный речной вокзал. В 2023-м завершились работы по реконструкции здания Южного речного вокзала, благоустройству набережной и территории перед ним.

Экологическая реабилитация акватории Москвы-реки

С 2011 года Правительство Москвы реализовало ряд крупных проектов по благоустройству набережных и экологической реабилитации акватории Москвы-реки.

Прежде всего акватория была очищена от незаконных плавучих объектов, не зарегистрированных в качестве судна. В итоге демонтировали 50 дебаркадеров, которые загромождали речное русло и представляли опасность для судоходства и экологии. С начала 2023 года убрали еще 15 брошенных и неиспользуемых судов. В частности, в начале сентября с незаконной стоянки в Кожуховском затоне были отбуксированы теплоходы «Атаман Платов» и «Сан-Марко», а в районе Серебряного бора подняли затонувший понтон. До конца 2023-го планируется убрать еще несколько затопленных объектов.

Благодаря модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода, городских и локальных очистных сооружений, а также значительному уменьшению выбросов автотранспорта (основной источник загрязнения) удалось существенно улучшить качество воды в Москве-реке. За последние годы содержание аммонийного азота в ее нижнем течении сократилось на 70 процентов. В центральной части города количество нефтепродуктов и металлов в Москве-реке снизилось в два раза.

Возрождение Южного речного вокзала

В 2021–2023 годах по поручению Сергея Собянина была выполнена масштабная реконструкция Южного речного вокзала. Ее целью было возвращение первоначального исторического облика и основной транспортной функции вокзала как одного из ключевых объектов навигации.

Теперь в обновленном здании вокзала работает зал ожидания, где можно с комфортом подождать свой рейс, ресторан и кафе, рассчитанные на 80 мест, кассы и стойка информации, офисы туроператоров, смотровая площадка на крыше и зона отдыха с шезлонгами площадью более тысячи квадратных метров, с которой открывается панорамный вид на Москву-реку и парк развлечений «Остров мечты». Кроме того, есть многофункциональный медиазал для проведения мероприятий (презентаций, конференций, камерных концертов). Также можно посетить регулярно обновляемую выставку Музея транспорта Москвы. Его первая экспозиция посвящена истории городского речного транспорта.

Помимо реконструкции здания, в 2023 году было выполнено комплексное благоустройство набережной Южного речного вокзала и пространства перед ним. Специалисты отремонтировали причальную стенку, очистили от ила и углубили швартовую зону.

Пять причальных зон могут принимать суда разного класса — от небольших прогулочных трамвайчиков до больших круизных теплоходов, которые ходят по маршруту «Московское золотое кольцо». Для комфортной и безопасной посадки и высадки предусмотрены пассажирские павильоны, рядом с которыми размещены информационные стелы с расписанием движения судов.

Вдоль всей набережной создана комфортная зона отдыха. Устаревшее ограждение заменено современным, установлены новые малые архитектурные формы. Расположившись на удобных лавочках, горожане могут любоваться живописным видом на Москву-реку.

Пешеходную зону на набережной и перед вокзалом замостили гранитной плиткой. Организовали удобные проезды и подъезды к зданию вокзала, высадили деревья и кустарники. Также обустроена специальная остановка для туристических автобусов, предусмотрены парковки для велосипедов и самокатов и стоянки для личного транспорта.

Напротив вокзала разместили остановку наземного транспорта. Со стороны парка развлечений «Остров мечты» есть регулируемый пешеходный переход через Проектируемый проезд № 4062, ведущий к главному входу в здание вокзала. Дойти пешком от Южного речного вокзала до «Острова мечты» можно за 8–10 минут.

В 2023 году с Южного речного вокзала можно отправиться в круизы по 30 городам России. Речные суда ходят в Рязань, Муром, Касимов, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Уфу и другие города. С начала сезона навигации вокзал принял и отправил более 130 круизных теплоходов — это свыше 12,5 тысячи пассажиров. Прогулочные теплоходы по Москве-реке в этом сезоне совершили отсюда более 470 рейсов и перевезли свыше 9,2 тысячи пассажиров. С момента открытия обновленного вокзала здесь побывали уже более 180 тысяч человек, проведено свыше 220 мероприятий. Выставку Музея транспорта Москвы посетили около 17 тысяч человек.

В ближайшие годы планируется дальнейшее развитие территории возле Южного речного вокзала и парка развлечений «Остров мечты». Предусмотрено строительство свыше 500 тысяч квадратных метров недвижимости и объектов городской инфраструктуры. Так, здесь появится электробусный парк площадью около 40 тысяч квадратных метров (на месте площадки ГУП «Мосгортранс» на проспекте Андропова). Он обеспечит обслуживание более 200 электробусов и замену дизельных автобусов на городских маршрутах.

Помимо этого, построят деловой квартал площадью примерно 19 тысяч квадратных метров. Это семь корпусов с офисами, галереей современного искусства, ресторанами и кафе, где будет создано около 2,3 тысячи рабочих мест. Возведут и многофункциональный комплекс площадью 120 тысяч квадратных метров. В его состав войдут жилые дома, детский сад на 150 мест, офисы, гостиница, рестораны и яхт-клуб. Также построят жилой комплекс площадью 366 тысяч квадратных метров, школу на 425 учеников и детский сад на 225 мест.

Источник: официальный сайт Мэра Москвы